beaujapancom

beaujapancom 4 минуты на прочтение

ЖЖ рекомендует
Категория:

Зубные феи? В Осаке берут выше – зубные боги!

ЧИТАТЬ НА САЙТЕ

Толпа, снова толпа, вокзал, над ним отель, рядом еще и еще один; ресторан над магазином, магазин над рестораном, перемежаемые офисами. И над этим всем сетка из ж/д путей переплетается со скоростными дорогами. Скученно, компактно, оживленно — такова современная северная деловая часть Осаки.

Но еще немногим чуть более столетия назад эта местность представляла собой довольно неухоженную, дикую пустошь, где огромная скала-святилище у залива почиталась жителями окрестных деревень как тело божества урожая Инари. Здесь постоянно нависала угроза наводнения ввиду близости к воде. Где-то в середине эпохи Эдо река сильно разлилась, но земля все же не ушла под воду: та самая скала сдержала напор стихии, послужив ха-домэ (歯止め, «преграда, тормоз»), и божество стало считаться сдерживающим напасти.

На крепкие зубы и удачу в стоматологической работе: зубное святилище Ха Дзиндзя
На крепкие зубы и удачу в стоматологической работе: зубное святилище Ха Дзиндзя

На этом бы все и закончилось, если бы не любовь японцев к улавливанию иных скрытых смыслов за счет созвучий и игры слов. В какой-то момент слово 歯止め (хадомэ), где 歯 — зуб, а 止め — преграда, стало отождествляться с выражением «устранить зубную боль» (歯痛止め), святилище превратилось в зубное (歯神社), и почитаемое божество стало Зубным богом-ками (歯神).

Камень надэиси
Камень надэиси

Стоит святилище и по сей день в районе Умэда, на месте той самой скалы, настолько втиснутое в городскую инфраструктуру, что остается незаметным на виду у всех прохожих. Чтобы избавиться от зубной боли, нужно потереть камень надэиси (撫で石) у алтаря — согласно преданию, это осколок той самой скалы. Святилище даже не является таковым в полном понимании слова — фактически это лишь маленькая кумирня у дороги, и для покупки амулета нужно отправляться совсем в другое место тут же неподалеку.

С наступлением эпохи Мэйдзи префектура Осака постепенно заняла первое место в стране по производству зубных щеток (и до сих пор составляет 50% от всего объема). Ха Дзиндзя получило официальный стату и вошло под крыло Цунасики Тэммангу — святилища, где почитается божество-охранитель всей северной Умэды. Постепенно святилище превратилось в объект поклонения всех, кто так или иначе связан с зубоврачебным делом, а также просто просящих об избавлении от зубной боли. Это по-прежнему единственное «зубное святилище» на всю страну.

Текст и фото: Татьяна Кудоярова, PhD. Переводчик, гид по Кансаю
Текст и фото: Татьяна Кудоярова, PhD. Переводчик, гид по Кансаю




Другие статьи автора: 

Лучшие японские кисти Хакуходо: любовь с первого прикосновения

Кансай: 18 мгновений моей весны

Туманы Кумано – японское место силы не от мира сего

Храм Конгодзи в Киото: оставьте свои прихоти обезьянам

Больше о путешествиях

Ошибка

В этом журнале запрещены анонимные комментарии

Картинка по умолчанию