beaujapancom Golden Entry

Category:

В японском театре – ищите женщину!

ЧИТАТЬ НА САЙТЕ 

Говорят, что японские традиционные зрелищные искусства подавляюще патриархальны. Действительно, они наследуются по мужской линии, как и престол. В борьбе сумо, театрах Но и кабуки, кукольном театре бунраку не допускают к официальным выступлениям женщин. Иногда даже разгораются нешуточные скандалы, когда в экстремальной ситуации женщины, поступающие по зову долга, нарушают устоявшиеся обычаи. (Так было, когда врач вступила в священное пространство для борьбы сумо, помогая мэру города Майдзуру, которому внезапно стало плохо во время приветственной речи.)

Театр кабуки
Театр кабуки

Но ведь Япония – современная страна, где у каждого есть право выбора и голоса! И поэтому не стоит слепо верить растиражированной информации, тем более, что над официальным образом страны работают представители сильного пола. Следует немного внимательней вглядеться, и тогда можно обнаружить, что женское сумо существовало параллельно с мужским испокон веков, имело свои этапы развития, и в наши дни каждый год по всему миру проходят любительские соревнования; а в Киото активную деятельность ведут любительские труппы женского театра Но. Они на сто процентов соблюдают правила и законы этих видов зрелищного искусства, стремятся избавиться от присущей телосложению женственности, точно копируя выработанный мужчинами канон. Однако есть и альтернативные варианты, например, театр такарадзука изначально был создан как “кабуки наоборот”, где все роли исполняют прекрасные девы; или женский вариант бунраку “отомэ-бунраку” – театр кукол молодых девушек. Они взяли за основу саму суть и основные принципы представлений классического театра, привнеся женственность и мотивы материнства.

Театр такарадзука
Театр такарадзука

Может показаться, что женские варианты традиционных искусств появились недавно на волне мирового феминизма. Но, как ни странно, современные японские феминистки достаточно пассивны. Единственное, что их возмутило в последнее время – sexual harassment, то есть несправедливость и нарушение личных свобод по половому признаку. Скорее всего, эта реакция появилась благодаря стремлению не отставать от мирового тренда, а не из действительного желания японок поменять устои общества. Интересно, что эксперименты и реформы традиционных зрелищных искусствах никак не связаны с феминистическим движением и особенно активно происходили в начале ХХ века. Любопытно также, что этими преобразованиями руководили мужчины.

Театр кабуки
Театр кабуки

Театр такарадзука нельзя назвать традиционным видом искусства в японском понимании этого слова, когда веками формировавшийся канон наследуется по мужской линии внутри «семьи». Однако театральная система такарадзука устроена по его законам и правилам, в ней заметен след театра кабуки. В обоих театрах – пышные представления, поражающие своим великолепием и сценическими эффектами, запутанные истории про сильные чувства, их герои – люди как будто из другой, идеальной реальности. В них есть система амплуа и привязанная к ней техника сценического движения. Если в кабуки особым признанием пользуются актеры-оннагата, исполняющие женские роли, то в такарадзука суперпопулярны актрисы-отокояку, играющие мужчин. Как в кабуки, так и в такарадзука сценические образы нельзя назвать реалистичными. Это идеализированные представления о том, каким должен быть слабый пол с точки зрения сильного, или каким должен быть идеальный герой в фантазиях юных барышень. Мастер оннагата, работая над ролью молодой девушки, будет держать колени сведенными, покажет прямую осанку со скромно прижатыми к бокам руками, мягко повернёт голову и кротко отведёт немного напуганный взгляд. Напротив, актриса-отокояку преувеличенно разведёт колени, будет свободно и уверенно ходить в сапогах на каблуке по сцене, движения рук будут широкие, резкие, но поведение не будет нахальное, как у какого-нибудь мачо, а заботливое и ласковое по отношению к главной героине. 

Так как же появился этот «кабуки наоборот»?  

Спектакль «Че Гевара» театра такарадзука
Спектакль «Че Гевара» театра такарадзука

Театр молодых девушек такарадзука образовался, потому что у одного очень влиятельного человека не хватило денег. Политик, директор железнодорожной компании Ханкю, предприниматель Кобаяси Отидзо прокладывал в 1914 году новую линию из Осака в Арима, где находятся знаменитые горячие источники. Но внезапно у него закончились деньги, и конечным пунктом стала никому не известная и ничем не примечательная деревня Такарадзука. Кобаяси Отидзо, как человек предприимчивый, понимал, что при таком положении дел не видать ему прибыли, поэтому решил организовать шоу. Именно так и появился театр такарадзука, где молодые девушки не только исполняли все роли, но и пели, танцевали, показывая свои прелестные ножки любезной публике. В наше время аудиторию театра составляют женщины, которые, естественно, приходят не за тем, чтобы любоваться ножками, но за историями о сильных чувствах между изящными, но слабыми девушками и идеализированно мужественными, нежными и бравыми героями.

Театр отомэ-бунраку
Театр отомэ-бунраку

История происхождения театра кукол отомэ-бунраку схожа с историей такарадзука. Традиционный театр бунраку, в котором куклой управляют трое мужчин, был и остаётся дорогостоящим искусством. Больших расходов требует еще и необходимый ансамбль из исполнителей на трёхструнном музыкальном инструменте сямисэн, барабанщиков и рассказчика, который даёт свой голос куклам. Пригласить такое представление, где участвует от двадцати до ста человек, на горячие источники или в гостевой дом рёкан финансово невыгодно, да и затруднительно. Но зрители любят кукольные спектакли! На помощь в решении этой проблемы пришел Дзибоку Хаяси, создавший новую конструкцию куклы, благодаря которой ей может управлять один человек.

Театр отомэ-бунраку
Театр отомэ-бунраку

Чтобы этот театральный эксперимент был финансово выгоден, для работы с куклой привлекли молодых девушек. Так в 1925 году на горячих источниках с радием в районе Новый мир Осака появился женский театр кукол бунраку. В нём исполняли классический репертуар, были музыкант, играющий на сямисэне, и рассказчик. Туловище куклы крепится на специальном каркасе удэканэ, который и изобрёл Дзибоку Хаяси. Эта конструкция держится на плечах девушки. Таким образом голова куклы находится на одном уровне с головой актрисы. Они связаны между собой специальными нитями мимихимо так, что движения головы девушки синхронно повторяются куклой. Тела человека и сценического персонажа соединяются в области пояса. Актриса управляет руками, просунув свои кисти в рукава кукольного кимоно. Если в традиционном театре бунраку кукловоды одеты в черный костюм со специальным капюшоном для того, чтобы стать незаметными и акцентировать всё внимание зрителей на персонаже, его переживаниях и чувствах, то в женском человек и кукла выступают на равных. Мимика девушки неподвижна, актриса стремится остаться в тени, но из-за такого устройства куклы невозможно отделить персонажа от исполнителя. В отомэ-бунраку особое очарование составляет не столько виртуозное вождение куклы, сколько сравнение движений человека и куклы, существование этого кентавра. В наше время отомэ-бунраку продолжают взрослые женщины, поэтому в трактовках сценического образа появляются новые смыслы. Кукла связана с актрисой, как ребенок с матерью, они существуют одновременно и раздельно, и вместе.

Театр кабуки
Театр кабуки

Если посмотреть вглубь японской истории, то женский след можно обнаружить везде. Основательницей мужского театра кабуки была  жрица О-Куни, автором изящного романа средневековья была Мурасаки Сикибу, среди самураев были женщины-воины, даже страной одно время управляла императрица. Конечно, мужское влияние в традиционных искусствах превосходит женское, но не подавляет его. Японские женщины умело приспособились к установленным мужчинами правилам и продолжают вносить существенный вклад в японскую культуру.   

Самсонова Полина, историк японского театра,помощник режиссёра в театре “Коноситаями” (Киото)
Самсонова Полина, историк японского театра,помощник режиссёра в театре “Коноситаями” (Киото)


Другие статьи автора:

Театр Но – на границе двух миров

Мистерия рабочего стола, или Что такое САРАРИМАН-кёгэн? 


Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic